Интервью с экспертами

Наталья Зверева Фонд региональных социальных программ «Наше будущее»

Реклама

Лизинг и факторинг

Лизинг автомобилей

Транспорт необходим практически каждой организации. Но далеко не все предприятия могут позволить себе содержание собственного автопарка. Лучшим решением для такого бизнеса является приобретения автомобиля в лизинг.

Лизинг — это не только долгосрочная аренда транспорта с возможностью последующего выкупа по его остаточной стоимости, но и один из самых удобных и простых способов обновить свой автопарк без вовлечения крупных сумм и с риском поставить под удар кредитную историю предприятия. Не удивительно, что сегодня это весьма динамично развивающийся сегмент рынка — как в России, так и за рубежом.

Программы лизинга

Какие существуют предложения по этой услуге и на кого она рассчитана? Лизинг автомобилей — это услуга не только для юридических лиц, но и для физических. Раньше российское законодательство позволяло передавать в лизинг только имущество, предназначенное для коммерческой деятельности, а не для конечного потребления. С 2011 года это требование было отменено. Это означает, что теперь приобрести имущество через лизинг могут не только юридические, но и физические лица. Хотя не все компании готовы пойти на это.

Сейчас на рынке лизинговых услуг предлагаются в лизинг как грузовые, так и легковые автомобили. Программы различаются по срокам, условиям (их перечень зависит прежде всего от финансового состояния лизингополучателя и его ситуации) и способу решения хозяйственных или иных задач, стоящих перед лизингополучателем.

Лизинг автомобилей юридическим лицам

Для организации лизинг – удобный финансовый инструмент, служащий для получения основных фондов. Это хорошая замена кредиту в банке, и хотя в целом условия ссуды похожи на него, при некоторых условиях ставки могут быть гораздо более привлекательными.

Его схема в упрощенном виде выглядит следующим образом: лизинговая компания приобретает необходимое имущество, например грузовик, и передает его клиенту по договору лизинга во временное пользование. При этом клиент оплачивает определенную (небольшую) часть стоимости транспортного средства в момент его получения, а остальную сумму платежа по договору вносит равными долями в течение срока, определенного договором.

В зависимости от программы лизинга, политики лизингодателя и условий договора этот срок может составлять от 12 до 60 месяцев (реже — от 6 до 48). На стоимость имущества, передаваемого в лизинг, делается наценка, аналог банковского процента по кредиту, которая и составляет доход лизинговой компании.

По истечении срока лизинга клиенту передается в собственность транспорт по его остаточной стоимости. На практике это означает символическую цену или безвозмездную передачу. Таким образом, лизинг, особенно для малого бизнеса, – реальная и выгодная для организации альтернатива банковскому кредиту, причем залог в этом случае не нужен. Предмет лизинга остается в собственности лизингодателя вплоть до истечения срока договора.

В лизинг можно приобрести любые автомобили. Так, лизинг грузовых автомобилей популярен у торговых организаций и девелоперов, лизинг легковых интересен службам доставки и такси. Строительные компании нередко пользуются услугой лизинга спецтехники. Следует отметить, что программы лизинга предусматривают целый спектр сопутствующих услуг, включая помощь клиенту взаимодействии с органами МВД и ГИБДД, страховыми компаниями, СТО и т.д.

Автолизинг физическим лицам

Так же как и юрлица, физические лица могут приобрести грузовые или легковые автомобили по договору лизинга, который в договоре становится арендой транспортного средства с правом выкупа.

Требования, предъявляемые к «частнику», несколько жестче, чем к юрлицу. У каждой лизинговой компании существует свой перечень требований. Среди них места фактического проживания и регистрации клиента, наличие/отсутствие опыта работы в сфере, для которой планируется приобретение машины в лизинг и т.д., а также требования к автомобилю (страна производства, пробег, год выпуска и прочие.). Чем большему количеству требований будет соответствовать заемщик, тем ниже будет размер платежа лизингодателю. И тем выгоднее будет услуга.

Плюсы и минусы лизинга автомобилей

К преимуществам услуги относят в первую отсутствие залога. Лизинговые компании более внимательны к клиенту и рассматривают его документы более осторожно. Но результатом этого становится менее дорогая ссуда.

Решения по лизингу принимаются быстрее, чем по автокредитам, что принципиально важно, когда стоит вопрос, например, об оперативном запуске нового сервиса компанией, для реализации которого требуется транспорт. Еще одним преимуществом являются условия страхования имущества, передаваемого по договору лизинга. Оно просто не требуется: лизингодатель сам занимается страховкой транспорта.

Он же осуществляет текущий ремонт, на него же ложится бремя урегулирования вопросов в случаях ДТП, разбирательств с сервисными службами и урегулирование конфликтов ложится на лизингодателя. Но это не значит, что вся ответственность за сохранность машины лежит на лизинговой компании – ремонт может осуществляться той стороной, по вине которой автомобиль испортился.

Если невыплата банковского автокредита оборачивается штрафными санкциями, процедурой реализации объекта договора, то по истечении срока лизинга автомобиль можно вернуть лизинговой компании. Как следствие, при лизинге ведется ускоренное начисление амортизации. Стоимость автомобиля от этого снижается, что сокращает конечную цену выкупа машины и ставку налога на имущество.

Минусы у услуги тоже есть. Все же в абсолютном исчислении лизинг обходится дороже кредита, хотя кажется, что дешевле из-за более низких ставок. Но на самом деле стоимость пока остается спорным вопросом и ее выгодность часто определяется ситуативно.

Специализированных лизинговых компаний в России мало: зачастую в роли лизингодателя выступают все те же банки или принадлежащие им компании. Крупнейшие лизингодатели — дочерние организации крупнейших банков: ВТБ, Сбербанка, Альфа-Банка, Райффайзенбанка, Уралсиба и прочих. Из-за этого конкуренция на данном рынке становится похожей на конкуренцию на рынке кредитов, что делает их несколько взаимно зависимыми. Есть еще последний недостаток. Если автомобиль в итоге приобретается в собственность, лизингополучатель должен оплатить расходы по техобслуживанию самостоятельно.

Выбор между лизингом или кредитом должен быть предпринят в зависимости от ситуации на предприятии и рыночных перспектив.

Роман Носик. 08.05.2012