Преимущества структурных продуктов

Преимущества структурных продуктов

На европейском финансовом рынке структурные продукты появились не так давно. Приблизительно в тот момент, когда управляющие компании обратили наконец-то свое внимание на мелких частных инвесторов. Чтобы быстро привлечь частный капитал, нужно было придумать какой-нибудь простой, надежный и доходный инструмент.

В результате появились всевозможные «структурные продукты», активно рекламируемые банками и управляющими компаниями.

Общая информация

Структурные продукты – это несколько финансовых инструментов сразу в одном инвестиционном пакете. Суть в том, чтобы в результате таких вложений получить максимальный доход при минимальном уровне риска. Часть денег вкладчика управляющая компания или банк инвестирует в ценные бумаги, часть – в депозиты, часть – в драгоценные металлы.

Снижение общего уровня риска достигается за счет того, что львиная доля средств все-таки вкладывается в инструменты с фиксированной доходностью. Это значит, что процент дохода по ним устанавливается с самого начала и не зависит от внешних факторов (например, банковские депозиты или надежные государственные или корпоративные облигации).

А вторая (меньшая) часть структурного продукта размещается в инструментах с высокой потенциальной доходностью и высоким уровнем риска (фьючерсные, валютные, сырьевые, фондовые). Обычно УК или банк рискует всего 5-30% средств вкладчика. В идеале, деньги в рамках структурного продукта должны быть распределены таким образом, чтобы возможный убыток от потерь на «рисковой» части вложений полностью компенсировался доходом от «гарантированной».

Это позволяет в худшем случае вернуть обратно без потерь вложенные средства, а в лучшем – получить доход, в десятки раз превышающий прибыль по банковским депозитам. Причем, при относительно низком уровне риска!

Что предлагается сегодня?

Сразу же стоит отметить, что банки предлагают структурные продукты гораздо реже специализированных управляющих компаний. Но в любом случае, и те, и другие предложения особым разнообразием не отличаются. Все структурные продукты в России можно разделить на два типа:

Безрисковые

По таким продуктам возврат вложенного капитала инвестору гарантируется на 100%. По сути, в этом варианте человек вкладывается лишь в «потенциальную» доходность, которую он может получить (либо не получить).

Убыток по таким структурным продуктом целиком ложится на плечи управляющей компании или банка. Однако инвестор в любом случае оплачивает оговоренную заранее комиссию «за предоставленные услуги» (примерно 2% от суммы вложений).

С фиксированными рисками

В этой ситуации максимально возможный убыток устанавливается еще на этапе заключении договора. Если финансовые потери по продукту окажутся больше этого значения, разницу компенсирует управляющая компания, а не инвестор. Однако, как и в предыдущем случае, платить за оказанные услуги вкладчику все равно придется.

Другими словами, при первом варианте структурного продукта инвестор не потеряет ни одного рубля своего основного капитала, а при втором – не больше определенного значения.

Однако финансовые потери, к сожалению, неизбежны и в том, и в другом случае:

а) плата за услуги управляющей компании;

б) банальное обесценивание денег (через год 100 000 рублей гарантировано будут стоить дешевле).

Достоинства структурных продуктов

Экономия времени

Даже начинающий инвестор знает, что свои инвестиции нужно обязательно диверсифицировать, то есть распределять между разными финансовыми инструментами.

Чем больше таких инструментов, тем больше требуется времени на то, чтобы их контролировать. Структурный продукт дает возможность ОДНИМ вложением разместить средства сразу в нескольких инструментах.

Доступность

Далеко не все способы инвестирования доступны «простому смертному». Например, эффективной торговле на валютном рынке нужно учиться, как минимум, несколько лет.

А структурный продукт никаких специальных знаний от вкладчика не требует. Выбрал допустимый для себя уровень риска, подписал договор с управляющей компанией, отдал деньги – и пассивно ждешь результата.

Ограничения по рискам

Как уже говорилось выше, структурные продукты дают возможность ограничить возможные финансовые потери. Другими словами, «потерять все» (как в МММ, например) при таком способе инвестирования невозможно.

Больший выбор

Многие инструменты инвестирования мелким инвесторам попросту недоступны (из-за их дороговизны, например). Структурный продукт «открывает доступ» к серьезным финансовым инструментам (акции крупных иностранных компаний, недвижимость).

Недостатки структурных продуктов

Обязательная статья затрат

Как уже упоминалось выше, оплачивать услуги управляющей компании инвестору придется в любом случае (даже если от своих вложений он получил не прибыль, а убыток).

Высокий порог входа

Предложений «от тысячи рублей» или «ста долларов» в этой нише просто не существует. Банки обычно устанавливают «минималку» на уровне одного миллиона рублей. Среди предложений управляющих компаний попадаются варианты «от 100 000 рублей». Но в любом случае, структурные продукты не рассчитаны на мелкого инвестора.

Ограниченный выбор

Тех же банковских депозитов на финансовом рынке представлено море. По сравнению даже с этим низкодоходным способом инвестиций, вариантов структурных продуктов в России существует до обидного мало. Проще говоря, выбирать особенно не из чего.

«Игра в темную»

Оценивать самостоятельно потенциальные риски и доходность инвестор не может. В какие конкретно финансовые инструменты вкладываются его средства – он не знает.

Отсутствие права собственности

Если инвестор приобретает те же акции или облигации от своего имени – он официально становится их владельцем. В случае же со структурными продуктами все приобретаемые за счет средств инвестора активы оформляются на управляющую компанию. Соответственно, в случае полного ее банкротства, возврат капитала вкладчику уже не гарантирован.

Виды структурных продуктов

Индексируемые депозиты

Доходность по таким вкладам является не фиксированной, а плавающей (обычно привязывается к какому-то индексу). В соответствии с российским законодательством вкладчику «положена» положительная процентная ставка по любым вкладам. Поэтому банки гарантируют какой-то минимальный процент (0,1%) + плавающая ставка.

При удачном стечении обстоятельств, вкладчик получит более высокий доход, чем по классическим вкладам. Но даже в самом худшем случае вернет свои вложения обратно с небольшим «утешительным бонусом» в 0,1%.

Такие вклады участвуют в системе страхования и относятся к категории самых простых структурных продуктов с более-менее прозрачными условиями.

Структурированная облигация

Представляет собой облигацию с плавающим купоном, привязанным к индексу РТС. Является ценной бумагой со всеми вытекающими отсюда особенностями: возможностью досрочного погашения (можно продать на вторичном рынке с потерей части вложенного капитала); дополнительными расходами на выпуск; перспективой свободного обращения на бирже (в России пока таких бирж нет).

Структурированная нота

Это долговая ценная бумага с плавающей доходностью, используемая на развитых рынках Европы и США (еще одно ее название – «сертификат»). На российском рынке представлены лишь структурированные ноты, выпущенные западными банками. Продаются они обычно юридическим лицам либо очень состоятельным россиянам через оффшорные компании.

Доверительное управление

Клиент передает в распоряжение банка или инвестиционной компании денежные средства, часть которых вкладывается в активы с фиксированной доходностью (депозиты, облигации), а на остаток покупаются биржевые опционы.

Такой структурированный продукт отличается большей «прозрачностью» для инвестора. Оформляя договор доверительного управления, банк обязан указать, в какие именно активы будут вложены средства инвестора. Отсюда еще одно отличие – «встроить» дополнительные комиссии внутрь продукта банку будет уже гораздо сложнее. Поэтому, вознаграждение управляющей компании по такому СП обычно представляет собой процент от стоимости продукта на дату его закрытия.

Кто предлагает структурные продукты?

Структурные продукты банки предлагают, как правило, своим корпоративным клиентам.

Например, ЮниКредит Банк разработал три варианта таких предложений: структурные депозиты; решения по управлению валютными и процентными рисками портфеля активов; структурирование индивидуальных решений на основе процентных и валютных деривативов.

Кроме ЮниКредит Банка структурные продукты предлагают УК «Брокеркредитсервис», Альфа-Капитал, ВТБ 24.

Кстати, банки часто рекламируют частным клиентам особую разновидность структурного продукта, который называют «индексным депозитом».

Например, банк КИТ Финанс предлагает сразу несколько таких продуктов. Давайте проанализируем один из них под вкусным названием «Шоколадная корзина». Индексируемый депозит можно открыть в евро сроком на полгода. Вложить инвестору придется от 3000 до 1 500 000 евро.

Большая часть этого продукта вложена в депозиты, а меньшая часть – в «шоколадные опционы» (молоко, какао, сахар). Минимальная доходность заявлена на уровне 0,1% годовых, максимальная – не ограничена. Продукт предлагается на условиях «полной гарантии возврата капитала».

Другими словами, даже если молоко, какао и масло вдруг резко упадут в цене за эти полгода, инвестору все равно будет выплачена сумма его первоначального капитала + небольшой бонус в виде 0,1% годовых.

Как банки зарабатывают на структурных продуктах?

Банки и инвестиционные компании предлагают своим клиентам различные структурные продукты, конечно же, не «бесплатно». Основной заработок для них – это комиссии, которые инвестор обязан оплатить в любом случае.

Обратите внимание! Комиссии могут быть как явными, так и скрытыми.

Прямые комиссии заранее фиксируются в договоре (например, 2% от суммы вложений). Скрытые комиссии просто «встраиваются» внутрь структурного продукта без ведома инвестора. Проще говоря, банк забирает себе часть заработанного дохода, заведомо занижая «положенный» инвестору по договору процент. Чаще всего клиент даже не знает, сколько конкретно заработал банк на его структурном продукте!