Почему падают доходы регионов

Почему падают доходы регионов

Не секрет, что многие российские регионы в последнее время едва сводят концы с концами. В этой статье мы расскажем о том, почему доходов региональных бюджетов не хватает даже на самое необходимое.

Как распределяются доходы между бюджетами в России?

Теоретически, распределение доходов между региональными и федеральными бюджетами обязано обеспечивать каждый регион деньгами «по справедливости». Однако на практике сделать это не так просто, как кажется. Ведь регионы России существенно отличаются между собой и по природным условиям, и по численности населения, и по своему экономическому развитию.

Как, например, можно объективно оценить и сравнить между собой потребности Красноярского края и Липецкой области или Чеченской Республики и Санкт-Петербурга?

Как показывает опыт развитых стран, «делить» налоговые доходы между регионами и федеральным бюджетом можно по-разному.

Например, в американской модели каждый из налогов закреплен за бюджетом определенного уровня: федеральным, региональным или местным. Соответственно, любой из этих бюджетов наполняется только за счет «своих» налогов. При такой системе распределения доходов трансферты (безвозмездная помощь «верхнего» уровня «нижнему») практически не используется.

А вот в германской модели «общенациональные» налоги делятся между бюджетами всех уровней в четко определенных пропорциях.

Россия же по традиции придерживается смешанной модели распределения. Другими словами, действует по ситуации. Например, с 1994 года НДС распределялся в пропорции 75% на 25%, и большая часть «пирога» доставалась центру.

С 2001 года от этой системы было решено отказаться, так как щедро обеспеченные природными ресурсами регионы быстро богатели, а обделенные – нищали еще сильнее. С началом нового века весь налог на добавленную стоимость стал изыматься в федеральный бюджет, а уже оттуда распределяться по регионам.

Именно с тех пор самые «жирные» налоги стали целиком отправляться в центр. И уже оттуда, из «общего котла» средства выделялись на целевые программы и дотации регионам.

Если в начале 2000-х доход от налогов распределялся в соотношении примерно 50 на 50, то к 2006 году уже около 70% налогов «забирал себе» федеральный бюджет.

В результате, к 2014 году в России сложилась крайне неэффективная и запутанная система распределения доходов.

Что остается регионам?

Сейчас в регионах целиком и полностью остается только три налога: налог на игорный бизнес (к слову, он собирается лишь в четырех регионах), транспортный налог и налог на имущество организаций. Кроме того, региональным бюджетам «перепадает» и часть налога на прибыль, акцизов и НДФЛ. Понятно, что размер таких поступлений напрямую зависит от экономической ситуации в стране.

Поэтому в начале кризиса 2008 года доходная наполняемость региональных бюджетов резко сократилась. Но вместо того, чтобы поменять пропорцию «общее – местное» в пользу регионов, правительство решило в 2010 просто выдать побольше бюджетных кредитов.

Расчет был на то, что через пару лет экономическая ситуация в стране выровняется, и регионы смогут безболезненно рассчитаться со всеми долгами. Однако на практике задолженность регионов с каждым годом лишь растет…

Почему падают доходы регионов?

Во-первых, во многих сферах экономики наблюдается сокращение производства. Особенно это стало заметным после вступления России в ВТО.

Во-вторых, с каждым годом налоги все сильнее перераспределяются в пользу центра. Например, в соответствии со «свежими» поправками к налоговому кодексу, производители получили возможность создавать консолидированные группы.

Такие группы могут сообща платить налог на прибыль с учетом суммарного финансового результата. В итоге происходит еще более жесткий «передел» доходов между региональными бюджетами, и некоторые из них еще глубже уходят в «минус».

В 2013 году только в тринадцати регионах РФ суммы от сбора этого налога выросли. В оставшейся же части России размеры налога на прибыль существенно упали.

В-третьих, уменьшились поступления от акцизов на нефтепродукты. Многие нефтеперерабатывающие предприятия перешли на выпуск топлива более высокого класса, для которого предусмотрены сниженные ставки акцизов.

Кроме того, недропользователям с нынешнего года было разрешено «сэкономить» на платежах в бюджет с учетом затрат на полезное использование нефтяного газа. В результате сократились поступления «за негативное воздействие на окружающую среду».

Итог всех этих нововведений печален, хотя и вполне предсказуем. По данным Министерства финансов, в 2013 году доходы региональных бюджетов выросли на 1%, зато расходы увеличились почти на 6%. Причем, эта разница могла быть еще больше, если бы не рост зарплат бюджетников, который дал увеличение поступлений от налога на доходы физлиц на 11%.

На сегодняшний день подавляющая часть регионов попала в зависимость от дотаций из федерального центра. Собственных доходов, как правило, не хватает даже на минимальное финансирование социальной сферы. При этом ни коммунальная, ни транспортная инфраструктура в таких условиях не развивается вовсе – на это просто нет средств.

Кто виноват?

Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» от 20 августа 2004 года лишил российские регионы какой-либо финансовой самостоятельности.

После того, как у местных бюджетов отобрали большую часть налогов, региональные власти стали максимально зависимы от дотаций из центра. Такое положение дел обеспечивало 100% лояльность губернаторов. Ведь теперь всех «несогласных» и «непокорных» можно было просто наказать рублем. Причем, на вполне законных основаниях…

В результате отъем налогов у регионов стал эффективнейшим рычагом политического воздействия. Жесткая фискальная централизация стала еще одним краеугольным камнем в здании авторитаризма.

Теоретически новый закон должен был выступить в роли российского Робин Гуда: забирать деньги у «богатых» и честно распределять их между «бедными» регионами. Однако на практике не было учтено огромное количество факторов, например, размеры обязательств по льготам.

Это привело к тому, что сегодня на некоторых территориях России региональный бюджет должен государству и коммерческим банкам гораздо больше, чем зарабатывает за год…

Изменится ли что-то в ближайшее время?

К сожалению, надеяться на то, что в течение ближайших лет схема распределения доходов повернется лицом к регионам, было бы верхом оптимизма.

И дело даже не в политических мотивах. Передача части доходов субъектам РФ моментально обнажит реальный дефицит федерального бюджета. При условии аккумулирования доходов всей страны в одном котле, «минус» бюджетных средств сейчас выглядит более-менее «прилично». Но если поменять пропорцию хотя бы на соотношение 50х50, реальный дефицит федерального бюджета составит 25%.

Сейчас же Россия демонстрирует всему миру неопасный, в общем-то, «минус». Правда, на фоне задолженности региональных бюджетов в размере 1,5 трлн. рублей…