Как фрилансеру выйти из творческого кризиса?

Как фрилансеру выйти из творческого кризиса?

Рано или поздно каждый фрилансер сталкивается с таким неприятным явлением как творческий кризис. В этот «черный» период куча интереснейших проектов «уходит в стол» из-за полного отсутствия у исполнителя идей и вдохновения для их реализации.

В этой статье мы расскажем о том, как предотвратить творческий кризис и как с ним бороться, если он уже наступил.

Прописные истины

Творческий кризис можно сравнить с проблемами со здоровьем. И того, и другого вполне можно избежать (или свести к минимуму) профилактическими мерами.

Все знают, что главный плюс работы фрилансера – это самостоятельное планирование своей рабочей нагрузки. Над душой не стоит грозный начальник, никто не штрафует за опоздание или прогул, а «перебежавший» к конкуренту заказчик не становится причиной увольнения.

Казалось бы, твори и радуйся! Однако для многих фрилансеров очевидное преимущество очень скоро превращается в серьезную проблему.

Одни жалуются, что не могут заставить себя эффективно работать в расслабляющей домашней обстановке. Проект, на который в офисе уходило три дня, дома растягивается на недели и сдается в последний момент с кучей недоработок.

Другие фрилансеры через какое-то время понимают, что отрываются от компьютера лишь для сна. Хотя, будучи наемными работниками, успевали после работы встречаться с друзьями, заниматься спортом и посещать курсы японского языка.

Результат «недогрузки» и «перегрузки» один и тот же – вялость, апатия, снижение работоспособности и творческий тупик.

Чтобы заставить себя работать дома на 100% (а не на 50% или на 150%), придется вспомнить прописные истины.

Регулярные физические нагрузки временно «переключают» внимание мозга с решения сложной умственной задачи на более «приземленные» проблемы – боль в мышцах и повышенное потоотделение.

Кроме того, для фрилансера, который большую часть дня проводит перед экраном монитора, физические нагрузки – это жизненная необходимость. А еще бег, плаванье, танцы и прогулки пешком насыщают клеточки нашего тела кислородом. В том числе, дополнительная порция «свежего воздуха» перепадает и нашему «перегретому» мозгу.

Новые впечатления, как и пищу физическую, фрилансер должен получить регулярно. В качестве «лекарства» сгодится все, что выдергивает «человека творческого» из привычной обстановки: курсы ораторского искусства, путешествие в соседний город, премьера скандального спектакля, заезд на картинге или экскурсия в подземные катакомбы.

Пока ваш мозг в шоке пытается переварить новую для него информацию, он перестает «наматывать круги» вокруг одной и той же опостылевшей задачи. И после такой «встряски» творческий кризис довольно часто сменяется приливами вдохновения.

Мотивирующая обстановка. К сожалению, даже в наше «компьютеризированное» время фриланс не считается серьезной и престижной профессией. А ведь психологи утверждают, что человек, усилия которого не ценятся окружающими по достоинству, со временем теряет интерес к своей деятельности.

Поэтому для профилактического поднятия самооценки нужно время от времени встречаться с «живыми мотиваторами». Идеальный вариант: курсы, тренинги, семинары и конференции. Именно там можно «вживую» пообщаться с такими же фрилансерами, обменяться опытом и выйти на новый профессиональный и творческий уровень.

Кроме того, от творческого кризиса хорошо лечит… творчество. Время от времени любой «вольный художник» должен делать что-то для души, а не на заказ.

Например, копирайтер – сочинять детские сказки, а не продающие тексты. Художник-дизайнер – писать абстрактные картины, а не разрабатывать логотипы мебельной фабрики. Фотограф – готовить выставку «Мосты мира», а не корпеть над очередным свадебным альбомом.

Еще один эффективный прием вырваться из творческого кризиса – начать обучать азам мастерства «чайников». В процессе такого обучения сумбурные мысли приходят в порядок, а зачатки идей и наработок сами собой переплавляются во что-то цельное и масштабное.

Советы Дэвида Рока

В прошлом году издательстве «Альпина Паблишер» вышла интересная книга Дэвида Рока под названием «Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок».

Простыми и понятными словами автор книги на конкретных примерах проиллюстрировал, как работает наш человеческий мозг. Понимание «механики» мыслительных процессов даст возможность максимально эффективно использовать наши «маленькие серые клеточки», как говорил Эркюль Пуаро.

Вот лишь несколько рекомендаций от Дэвида Рока.

За принятие решений у нас отвечает участок мозга под названием «префронтальная кора». Именно благодаря ему мы запоминаем новую информацию, вспоминаем старую и отбрасываем все ненужное («чистим корзину»).

Продолжим аналогию с компьютером: префронтальная кора расходует при работе много энергии (кислород и глюкозу) и имеет свои ограничения («свободное место на диске»).

Другими словами, после принятия одного сложного и трудного решения – на другие задачи ресурсов может уже не остаться. Поэтому «человеку творческому» (как, впрочем, и любому другому) нужно экономнее расходовать свои «умственные силы».

Например:

– использовать при запоминании зрительные, а не словесные образы;

– чаще делать небольшие перерывы в работе;

– стараться записывать нужную информацию, а не держать ее в голове;

– в процессе работы не отвлекаться на ненужные дела (скажем, на чтение новостей);

– не пытаться охватить одновременно несколько задач. С разными мыслями мозг работает последовательно, а процесс «переключения» также требует затрат ресурсов;

– повторять чаще какие-то важные действия, чтобы они закрепились в долговременной памяти и впоследствии выполнялись автоматически;

– максимально упрощать и огрублять для себя какие-то сложные идеи, мысли или концепции – манипулировать примитивными конструкциями станет гораздо проще.

– для повышения внимания использовать юмор или позитивные ожидания, а не страх или волевое усилие.

«Метод шести шляп» от Эдварда де Боно

Английский писатель, психолог и специалист в области творческого мышления Эдвард де Боно в свое время разработал один из самых эффективных приемов по организации мышления.

Применение на практике его «метода шести шляп» не только развивает креативность и гибкость ума, но и помогает быстрее преодолеть творческий кризис.

В процессе решения практических задач «шесть шляп» помогают справиться с тремя главными проблемами фрилансера: эмоциями, растерянностью и путаницей в мыслях.

Эдвард де Боро просто предлагает визуально разделить процесс мышления на шесть разных режимов условными шляпами того или иного цвета. Нужно лишь представить, что вы по очереди надеваете каждую из таких «шляп».

Белая шляпа – фокусируем внимание на «сухих» цифрах и фактах. На этом же этапе можно сосредоточиться на недостающей информации и подумать о том, где ее найти.

Красная шляпа – это чувства, эмоции и интуиция. На этом этапе нужно вытащить на поверхность все эмоции (радость, страх, восхищение), которые интуитивно возникают при мысли о конкретной идее или предложении.

Желтая шляпа – выявляем скрытые положительные ресурсы и оцениваем выгоды и перспективы идеи.

Черная шляпа – превращаемся в пессимиста: критикуем идею и ищем в ней слабые места, риски и потенциальные угрозы.

Зеленая шляпа – включаем режим «креативности и творчества». Рассматриваем все возможные варианты и альтернативы, генерируем новые идеи, «примеряем» чужие наработки, тестируем нестандартные приемы.

Синяя шляпа – последнюю шляпу надеваем, чтобы обобщить «результат» всех предыдущих, сформировать новые цели и подвести итоги.

Метод «шести шляп» можно использовать в любой умственной работе как разновидность «мозгового штурма» (причем, как индивидуально, так и в группах).

Эта наглядная игра помогает эффективно управлять собственным вниманием и рассмотреть один и тот же процесс с шести разных сторон.

Бороться или смириться?

Единого рецепта борьбы с творческим кризисом нет и быть не может – ведь личность каждого фрилансера индивидуальна.

Однако чаще всего кризис провоцирует одна из двух причин: либо внутреннее «перегорание», либо, наоборот, недостаточная вовлеченность в процесс и неспособность фрилансера сконцентрироваться.

В первом случае выйти из творческого тупика поможет банальная смена обстановки и полноценный отдых. Во втором – использование «секретных методик», некоторые из которых мы описали в этой статье.