Необходимые и достаточные условия повышения конкурентоспособности экономики России

Необходимые и достаточные условия повышения конкурентоспособности экономики России

В предыдущей статье описаны проблемы и угрозы пространственного развития России, связанные с дисбалансами в территориальном развитии и в формировании национальной городской иерархии. Следствием нерешенности таких проблем является потеря глобальной конкурентоспособности национальной экономики.

Такой наш тезис можно подтвердить следующими аналитическими данными. Согласно материалам Всемирного экономического форума наихудшие позиции российская экономика имеет по следующим детализированным факторам индекса глобальной конкурентоспособности за 2010-2011 гг.:

внедрение высоких технологии (120 место);

прямые иностранные инвестиции и передача технологий (120 место);

расходы на развитие АПК (121 место);

технологичность производств (122 место);

инфляция (125 место);

доля иностранного участия в экономике (126 место);

регулирования прямых иностранных инвестиций (127 место);

права частной собственности (128 место) ;

административные барьеры (128 место);

деятельность банков (129 место);

защита интересов частной собственности (132 место);

таможенные барьеры (132 место);

степень информированности субъектов в экономике (132 место);

распространенность торговых барьеров (132 место) [5].

Низкие значения большинства вышеперечисленных факторов отражают недостаточное развитие и использование потенциала постиндустриальной экономики, инновационной деятельности и модернизации, негативные тенденции в инвестиционных процессах и в эффектах «перелива» знаний, технологий и инноваций. По нашему мнению, такое положение в сфере конкурентоспособности национальной экономики связано не только с известными проблемами низкой эффективности государственного управления в России, но и с невыполнением крупнейшими городами своих цивилизационных и социально-экономических функций, с неразвитостью сети национальных и региональных городов, несбалансированным распределением функций в рамках данной сети.

По нашему мнению, существенную роль в таком положении вещей играют недостатки политической системы современной России. Так, существуют исследования, которые показывают, что авторитарный политический режим приводит к несбалансированному распределению полномочий и ресурсов между столицей и остальными регионами, к развитию политических и социально-экономических противоречий между ними, которые могут обостряться в условиях кризиса и приводить к революционным потрясениям. Поэтому любая достаточно крупная страна в целях стабильности заинтересована в поддержании баланса между столицей и остальными регионами [8, 10]. Однако, как показал опыт «арабских» революций 2011 г., только недальновидный режим может рассчитывать, что в современных условиях жители столицы будут «буфером», эффективно защищающим от неприятностей авторитарную (или диктаторскую) власть.

Мы считаем, что в России существует объективная потребность в демократизации политической системы как необходимого условия для повышения национальной конкурентоспособности. Демократизация политической системы России будет способствовать повышению социального капитала крупнейших городов, создавать условия для их устойчивого и конкурентного развития. Рост роли крупных городов в политическом, социальном и экономическом измерении стимулирует расширение круга потенциально подходящих городов для иностранных и внутренних инвестиций, укрепление городов «второй категории» в государственной городской иерархии. Очевидно, что следует связать их со столицами и крупными иностранными агломерациями и рынками при помощи эффективного транспорта и коммуникационных сетей. Полицентричное развитие могло бы быть правильным путем к построению последовательной пространственной стратегии, устойчивой в экономическом, социальном и экологическом отношении.

Кроме того, считается, что на внутрирегиональном уровне эффекты распространения (знаний, технологий, инноваций), которые предполагаются в результате развития инновационного сектора, будут, быстрее и сильнее, чем на международном и межрегиональном уровне. Это наблюдение приобретает особое значение для такой территориально протяженной страны как Россия.

Необходимым и достаточным условием повышения национальной конкурентоспособности является создание национальной системы крупнейших российских городов как гармоничной составляющей мировой, международной и национальной иерархии городов. Этот процесс может происходить только в демократической стране и открытой экономике, так как подразумевает свободное действие конкурентных механизмов.

Внутри такой формирующейся иерархической системы российских городов появятся города-лидеры, претендующие на выполнение ряда новых для себя функций, которые будут перераспределяться со столичного уровня или передаваться с международного и межрегионального уровней. Очевидно, что все эти процессы должны изучаться и регулироваться на основе методологии современной региональной и экономической науки.

В рамках формирования национальной иерархии городов неизбежно усилится конкуренция между городами за получение экономических функций, за привлечение инвестиций и жителей, за более высокое место в складывающейся иерархии. Конкуренция между крупнейшими городами будет являеться основным видом территориальной конкуренции, так как правильно организованные конкурентные процессы:

  • способствуют повышению конкурентоспособности страны на макроэкономическом уровне;
  • создают предпосылки для успешной трансформации агломераций в постиндустриальную фазу, возрастанию значения инновационной экономики;
  • формируют полюса экономического роста и стимулируют экономическое развитие в российских регионах.

Конкурентоспособность крупного города заключается в сохранении и повышении:

  • своих сравнительных преимуществ перед другими городами, чтобы использовать их наиболее эффективно, развивать и сохранять свои позиции на международном уровне и оставаться гибкими в меняющихся экономических условиях;
  • своих абсолютных преимуществ, которые состоят в способности мобилизовать экономические, трудовые, социальные и политические ресурсы в рамках гармоничной институциональной структуры для развития и поддержания четкой стратегии экономического развития.

Таким образом, актуальной задачей является разработка методики и инструментария исследования конкурентоспособности крупных российских городов в целях стратегического планирования. Разрабатываемые методические подходы должны, с одной стороны, базироваться на концептуальном понимании и реальных факторах территориальной конкурентоспособности, с другой стороны, стимулировать улучшение территориальных условий города для стратегического развития. Такой подход позволит обеспечить протекание конкурентных процессов без «нулевого результата».

Определяющим моментом в скорости экономического роста города становится количество и качество его территориального капитала. Концепция территориального капитала предполагает, что одинаковые инвестиции в разных территориях приведут к разным результатам, как на городском уровне, так и на уровне государства [12]. Конкурентоспособность, достигнутая благодаря особенностям территории, эффективности инфраструктуры и услуг, приносит пользу всей местной экономике. Территориальный капитал предопределяет возможность и величину получения дохода на единицу инвестиций, следовательно, влияет на конкурентоспособность города посредством привлечения инвестиций и квалифицированных работников.

В число основных факторов, формирующих материальные активы территориального капитала города, исследователи включают пространственные расположение и организацию города, экономические показатели предприятий, экономическую структуру, климатические условия и природные ресурсы, человеческий капитал, инфраструктуру и градостроительные условия. Нематериальные активы характеризуются как специфический социальный капитал, позволяющий реализовать конкурентную стратегию развития города, выполнять функции «метрополии» по отношению к окружающей территории [11].

Модель пространственного развития Российской Федерации может быть основана на принципах устойчивого развития крупнейших городов:

  • повышение конкурентоспособности города за привлечение внешних и сохранение местных инвестиций, квалифицированного труда и жителей;
  • стратегическое планирование города на основе концепции территориального капитала;
  • создание системы управления (самоуправления) крупными городами и агломерациями адекватной задачам повышения социального и человеческого капитала города;
  • баланс экономических, экологических, социальных, демографических параметров при развитии города;
  • решение базовых инфраструктурных, транспортных, градостроительных задач, создание градостроительных, экономических и институциональных условий для решения жилищной проблемы, внедрение инновационных решений и технологий в указанные сферы;
  • поэтапная и регулируемая трансформация агломерации, ядром которой является крупнейший город, из индустриальной фазы в динамичную, а затем в постиндустриальную фазу.

Любое решение по пространственному, стратегическому планированию крупного города должно быть направлено на реализацию всех вышеназванных принципов. Методология территориального капитала представляется перспективной для анализа процессов трансформации агломераций в развивающихся и переходных экономиках, для формулирования ясных принципов, ориентиров и показателей стратегического планирования городов.

Кроме того, необходимы общественные и научные проекты, которые позволят системно исследовать, анализировать и прогнозировать пространственное развитие страны, ее крупнейших городов и агломераций, определять перспективы и проблемы во всем их многообразии, характерном для региональной науки. В следующей статье мы сформулируем исследовательские задачи и методические принципы нашего проекта «Города и регионы».

Список литературы

1. Аношкина, Е.Л. Диспропорции развития моноцентричного г.Пермь / Е.Л. Аношкина // Регионология. Научно-публицистический журнал. – 2011. –№1. – С.40-48.

2. Аношкина, Е. Л. Стратегическое планирование городского развития: методологические и прикладные аспекты / Е.Л. Аношкина, И.С. Страумит, П.А. Аношкин // Экономические стратегии. – 2011. – № 7-8. – С. 146-151.

3. Бозе, Э. Городская агломерация: старое название – новое содержание. / Э.Бозе // Российское экспертное обозрение. Удобное пространство города. – 2007. – №4-5 (22). – С. 37-46.

4. Лексин, В.Н. Городские агломерации и система расселения: надежды и опасения / В.Н.Лексин // Сборник материалов по проблемам развития городских агломераций в странах СНГ. – М. Минрегионразвития. 2011. – С.109-114.

5. Любовный, В.Я. Городские агломерации России: развитие, проблемы проектирования / В.Я.Любовный // Проблемы развития агломераций России. – М.: КРАСАНД. – 2009. – С. 17-33.

6. Росстат. Информационные материалы о предварительных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года

7. Сафиуллин М.Р., Сафиуллин Н.З., Сафиуллин Л.Н. Анализ конкурентоспособности России за 2010-2011 гг. (по материалам Всемирного экономического форума)

8. Ades F, Glaeser E Trade and circuses: explaining urban giants. Q J Econ 110:195–227. –1995.

9. Anoshkina E. Urban competitiveness and agglomeration development: A case study of Perm and Yekaterinburg. Regional Science Policy and Practice. Published by Blackwell Publishing. – USA, 2012.

10. Dascher K. Are politics and geography related? Evidence from a cross-section of capital cities. Public Choice 105(3-4):373–391 – 2000.

11. Giffinger R, Stallbohm М. Changes of metropolitan development: strategic efforts in comparison of Barcelona and Vienna. Paper presented at EUR & UAA City Futures Conferences. – Madrid, 2009.

12. OECD Territorial Outlook. – Paris, 2001. p. 15.