Как начать свой вендинговый бизнес?

Как начать свой вендинговый бизнес?

Потенциал вендингового бизнеса проще всего оценить по количеству автоматов на число жителей страны. В Японии, США и Евросоюзе на один торговый аппарат приходится 23, 35 и 110 человек соответственно. В России же этот показатель составляет примерно 0,0004 (1 на 2500 человек).

Вендинговые аппараты как объект получения прибыли у нас пока только «входят в моду». По данным НААТ в России сейчас работает чуть больше 60 000 таких автоматов (четверть из которых установлена в Москве). Годовой оборот бизнеса оценивают в ничтожные 3-4 миллиарда рублей. В отличие от развитых стран, данная ниша в России не заполнена даже на треть. Эксперты НИУ ВШЭ обещают российскому рынку автоматической торговли четырехкратный рост в течение ближайших 10 лет.

Какова специфика отечественного вендинга, и с чего начать бизнес торговых аппаратов?

Плюсы и минусы

Плюсы очевидны: приемлемый размер инвестиций, минимальные затраты на аренду (один торговый автомат размещается на 1-1,5 кв.м), рентабельность на уровне 15-30% и быстрая окупаемость. «Бездушная машина» продает круглосуточно, кассовый аппарат не нужен, затраты на рекламу равны нулю.

Еще один плюс данного направления – в его сравнительно высокой ликвидности. Если дела пойдут не так хорошо, как планировалось, оборудование можно быстро перепродать.

Однако даже самый надежный торговый автомат нуждается в мелком и крупном ремонте. Тем более в России, где оборудование часто портят и разбивают вандалы. Да и элементарный уход (пополнить запасы, почистить аппарат внутри и снаружи) тоже съедает приличную часть доходов.

Ну, и, конечно, самая большая «головная боль» вендинг-бизнесмена – выбор удачного месторасположения. К сожалению, тестировать уровень продаж приходится только опытным путем.

Какие товары можно продавать?

За рубежом в торговых автоматах можно купить практически все: куриные яйца, жидкость для мытья стекол, газету, зонтик и даже…чистый воздух. Компания Gold to go продает таким способом золотые слитки (от 5 до 250 г). А BannerXpress ставит в аэропортах машины, где можно распечатать плакат для встречи гостей в зале прилета.

В России же на такую «экзотику» желающих пока не находится. Сегодня около 80% всего бизнеса сосредоточено на продаже кофе и снеков. Свежие фрукты и цветы, контактные линзы и средства гигиены россияне по-прежнему предпочитают покупать в супермаркетах и на рынках.

Однако время от времени робкие попытки удивить потребителя все же делаются.

Автоматические терминалы Александра Зубарева (компания InfoLife) сканируют отпечатки пальцев и тестируют способности человека по шести направлениям (здоровье, профориентация, психотип и другие). По словам владельца, месячная выручка одного аппарата составляет около 35 000 рублей. Но конечно, до Японии и Европы, где через автоматы продаются тысячи разных товаров, нам пока еще далеко…

К тому же некоторые группы товаров в России нельзя продавать через автоматы. В «черный список» попали сигареты, пиротехника, лекарства, алкоголь и порнография.

Из пищевых товаров лучше всего покупается чай, кофе, вода, соки и газированные напитки. Неплохо в России идут и сладости (батончики, конфеты, мороженое, шоколадки), а также фасованные продукты длительного хранения (чипсы, орешки, снеки).

Предприниматели-экспериментаторы уже ставят в крупных городах автоматы с несъедобной мелочевкой: батарейки, канцтовары, газеты, детские игрушки. А вот сегмент «автоматических услуг» практически пуст (кроме, пожалуй, мгновенной фотографии). В мегаполисах, возможно, будет спрос на автоматы с услугами ксерокопирования, чистки обуви, массажа и зарядки гаджетов.

Ошибки новичков

В среднем, стартовые вложения составляют десятки тысяч евро и окупаются за два года. Но грубые ошибки на старте могут привести к серьезным незапланированным расходам и скоропостижному концу.

Приводим список самых популярных ошибок начинающих вендинг-бизнесменов.

Рассчитывали, что дело окупится гораздо быстрей

Выйти на самоокупаемость с одним-двумя автоматами крайне сложно. Ведь все качественные машины производят за рубежом. А значит, их рублевая стоимость сегодня подскочила в разы.

В 2016 году новый кофейный аппарат обойдется примерно в 2-3 тысячи евро, бывший в употребления – в 1-1,5 тыс. Кроме того, бизнес-план должен учитывать затраты на аренду, установку допоборудования (например, купюроприемника), пополнение запасов, ремонт, налоги, а также накладные и непредвиденные расходы.

Что можно сделать?

Входить в данную нишу нужно хотя бы с пятью автоматами (размер вложений в этом случае стартует с 12 000 евро, если таких средств нет, то вам сюда) и рассчитывать, что все окупится не раньше, чем через два года. Обязательно учесть, что расходы на пополняемые товары составляют, как минимум, 30% выручки.

Неудачно выбрали место

Автоматы в местах с низкой или нерегулярной проходимостью не окупаются в принципе. Максимальную отдачу приносят машины, установленные там, где часто образуются очереди (поликлиники), или в крупных центрах, работающих круглосуточно.

По статистике только 25% владельцев торговых автоматов ни разу не перемещали свое оборудование на другое более «хлебное» место.

Что можно сделать?

По понятным причинам оборудование нужно размещать в местах больших скоплений людей: в торговых центрах, офисных зданиях, на автостанциях, в институтах, школах, поликлиниках и на автомойках.

Кстати, до сих пор предприниматели умудряются находить точки, где можно договориться о бесплатной установке автомата. Но чаще всего, за аренду платят либо фиксированную сумму в коридоре от 1 до 5 тысяч рублей (или гораздо больше), либо отдают арендодателю 10-20% от выручки.

Сэкономили на оборудовании

Новички часто пытаются сэкономить на начальных инвестициях, покупая дешевые аппараты российского или китайского производства. Однако в процессе эксплуатации бесконечные ремонты съедают большую часть прибыли. Да и по времени автоматы «эконом-класса» служат на пару лет меньше качественного оборудования из Европы и США.

Рискованно брать и б/у технику. В этом случае новичкам рекомендуют обращать внимание на серийные номера и реальный год выпуска, условия гарантии и наличие техподдержки и программного обеспечения.

Что можно сделать?

Независимо от того, что именно продает автомат, он должен быть вандалоустойчивым. Выгоднее приобрести б/у оборудование в хорошем состоянии от проверенного производителя, чем новый аппарат, который придется чинить каждую неделю.

Корейскую и китайскую технику лучше не покупать вовсе (как, впрочем, и машины отечественной сборки). Лучшими поставщиками торговых автоматов по-прежнему считаются производители из Европы и США.

По кофейным и снековым представителям отличные отзывы об испанских Azkoyen, итальянских Necta и Bianchi Vending Group. К сожалению, новое качественное оборудование стоит недешево. К примеру, универсальный кофейный автомат Necta Kikko ES6 сегодня можно купить за 3200 евро (новый) и 1400-1500 евро (б/у).

Не уделяли должного внимания обслуживанию

Пополнять запасы продукции, чинить мелкие неисправности и чистить оборудование придется, как минимум, раз в три дня. Автоматы же в местах с высокой проходимостью нужно проверять ежедневно. «Несвежий» вид, частые поломки и вечная нехватка ингредиентов приводят к потере 50% потенциальных клиентов.

Что можно сделать?

Регулярно контролировать состояние оборудования и позаботиться о дополнительных сервисах. К примеру, большая часть оборудования рассчитана лишь на прием монет, что не очень удобно. Базовую модель желательно оснастить еще и купюроприемником с выдачей сдачи и подключить платежные системы для оплаты банковской картой (а это еще плюс $300-400 к затратам).

Старт с минимальными вложениями

Стать партнером компании

Многие ВК предлагают сотрудничество на условиях партнерства. В этом случае размер Вашего дохода будет ограничен процентом от прибыли. Зато оборудование и все расходники предоставляет вендинговая компания.

«Правильная» компания не просто продаст Вам торговый автомат, но и обеспечит его техсопровождение, настройку, гарантийное и постгарантийное обслуживание. Это важно, потому что ремонт вышедших из строя автоматов – основная статья затрат в данном бизнесе.

В 2016-м ТОП-5 крупнейших российских операторов выглядит так: «Ассорти» (Premaxa Group), Vendex, «Ювенко», «СИБА-Вендинг» и Commpass Group.

Взять автомат в аренду или лизинг

Такой вариант снижает стартовые вложения почти до нуля (как, впрочем, и конечную доходность от бизнеса). Зато позволяет оценить потенциальную рентабельность и перспективность идеи конкретно для Вас.

Купить б/у автомат

Пожалуй, это самый рискованный вариант. Новичку крайне сложно определить качество оборудования, бывшего в употреблении! Сделав ставку на дешевый, но некачественный автомат, Вы рискуете не выйти даже на символический уровень рентабельности.

Как отразились проблемы 2015 года?

Из-за резкого обвала курса рубля сильно выросли затраты на покупку и содержание импортного оборудования (подорожали и сами аппараты, и ингредиенты, и комплектующие). Еще один удар по бизнесу нанесли сами покупатели. Из-за падения реальных доходов в России объемы продаж через автоматы снизились.

Еще одна явная тенденция 2015-го: спрос на торговые машины сместился в сторону аппаратов, бывших в употреблении и «настольных» моделей.

Эксперты считают, что как ни странно в 2016-м более-менее уверенно будет себя чувствовать непродуктовый (или нон-фуд) вендинг. Для продажи мелких товаров идеально подойдут снековые аппараты, в которые можно загрузить все, что угодно: от сувениров до адаптеров. На заправках можно продавать товары для авто, в школах – канцтовары, в поликлиниках – бахилы.

А вот доходность кофейных автоматов в 2016-м будет уже напрямую зависеть от их месторасположения.